Преподобный Серафим Вырицкий
Д Е Я Н И
Е
ЮБИЛЕЙНОГО ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
О КАНОНИЗАЦИИ
ИЕРОСХИМОНАХА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО (МУРАВЬЕВА, 1866-1949)
И ОБ ОБЩЕЦЕРКОВНОМ ПРОСЛАВЛЕНИИ
Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа !
Исполняя
повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии
в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет
тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное.
На том пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал
себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя
слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13, 1-23).
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою
вас", сказал Господь верующим в Него (Мф. 11, 28). Исполняя
обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников,
творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему.
В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в
то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно
живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались
с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые
так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый
крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей
чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей
о прихожанах зачастую были для них единственной поддержкой в скорбях.
К лику таких пастырей принадлежат:
... иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев; 1866-1949), еще будучи
мирянином отличался не только высоким православным благочестием,
но и поистине чудесным даром духовного утешения всех "страждущих
и обремененных", встречавшихся на его жизненном пути. Великое
служение старца изобиловало дарами прозорливости, исцелениями болящих
и другими чудотворениями, память о нем благоговейно почитается православными
христианами не только в Петербургской епархии, но и по всей России
и за ее пределами...
единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:
...Причислить к лику святых Русской Православной
Церкви для общецерковного почитания ...преподобного Серафима Вырицкого
...
...Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми
мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение.
...Службы сим святым составить особые, а до времени составления
таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минеи, каждому
по его чину.
...Память их праздновать:
...преподобному Серафиму Вырицкому - 21 марта ( 3 апреля ), ...
...Писать прославляемым святым иконы для поклонения, согласно правилам
VII Вселенского Собора.
...Напечатать жития их для назидания и наставления в благочестии
чад церковных.
...От лица Освященного Юбилейного Архиерейского Собора объявить
о сей благой и благодатной радости прославления сих святых пастве
Всероссийской.
...Сообщить имена сих святых Предстоятелям братских Православных
Поместных Церквей для включения их в святцы.
Молитвами и предстательством новопрославленных святых да ниспошлет
Христос Спаситель благословение народу нашему и всем с верою и любовью
призывающим имена сих подвижников.
Аминь.
АЛЕКСИЙ II
Божией милостию смиренный Патриарх Московский и всея Руси
ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
Прославлением преподобного Серафима Саровского
начался полный тяжких испытаний XX век, заканчивается же он прославлением
преподобного Серафима Вырицкого, столь же пламенного молитвенника
за родную землю. Русская Голгофа XX века принесла обильный плод
- многочисленный сонм новомучеников и исповедников, подобного которому
еще не знала история Церкви, и среди них яркой путеводной звездой
сияет для нас жизненный подвиг преподобного Серафима Вырицкого.
«Радость моя, посреди лета запоют Пасху», - с такими словами обратился
к своему «служке», Александру Мотовилову, преподобный Серафим Саровский,
прозревая свое собственное прославление в июле 1903 года.
Такой же Пасхой, только осенней, стало для всех православных петербуржцев
1 октября 2000 года - день долгожданного прославления в лике святых
преподобного Серафима Вырицкого, в тяжелейшие для России годы правления
безбожной власти продолжившего подвиг преподобного Серафима Саровского,
подвиг служения русскому народу и Церкви.
Кто бывал в часовне святой блаженной Ксении в Петербурге
- видел неоскудевающий поток молящихся внутри и вне ее стен. Традиционные
три круга в обход часовни обязательно совершают даже малоцерковные
люди, часто подолгу останавливаясь у ее стен, с верой и любовью
прижимаясь лицом к холодному камню, вымаливая милость Божию для
себя, своих родных и близких у великой угодницы Божией, давным-давно
зажегшей в самом центре северной столицы огонек сострадательной
любви, и поныне согревающий холодное сердце Петербурга. Некоторые
из молящихся, не удовольствуясь устной мольбой, спешат запечатлеть
тайную скорбь или благодарность своего сердца на бумаге и положить
записочку в щели камней часовни. Умиротворенные, с радостной надеждой
на то, что молитва будет услышана, люди уходят домой. А записочки
остаются, своей материальностью свидетельствуя о той вере и любви,
которые имеет православный народ к угоднице Божией.
Подобное мне довелось увидеть и в Вырице, у часовни над мощами преподобного
Серафима Вырицкого. Те же любовь и вера светились на лицах паломников,
так же горячо припадали они к стенам часовни, а некоторые оставляли
в щелях между бревнами, будто специально предназначенными для этого,
свои записочки с просьбами о помощи или благодарностью за нее.
Это место - как бы маленький Саров в преддверии большого каменного
города, которому нужно столько тепла и света, чтобы осветить и согреть
его холодные, сумрачные дома и улицы.
Такими теплом и светом, жизненно необходимыми Петербургу, стали
подвиги веры, любви и молитвы святой блаженной Ксении - внутри города,
и преподобного Серафима Вырицкого - вне его.
После Божественной Литургии и торжественного молебна
перед часовней над мощами преподобного Серафима, отслуженными Митрополитом
Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в сослужении Архиепископа
Ульяновского и Мелекесского Прокла, словно к живоносному источнику
потянулась к часовне безконечная череда паломников - приложиться
к гробнице над мощами преподобного.
Тем временем вокруг стен часовни - то у одной ее
стены, то у другой, - начали служиться молебны: не успевал закончиться
один, начинался следующий. И так продолжалось до самого вечера.
В окна часовни, состоящие из маленьких застекленных квадратиков,
кто-то вставил фотографии Батюшки: он словно сам глядел оттуда,
внимая словам молебного пения. По словам известного петербуржского
священника отца Геннадия Беловолова, настоятеля Свято-Иоанно-Богословского
храма (бывшего Леушинского подворья), такие окна - окна в горний
мир - есть по всей России, и с таким же состраданием и любовью глядит
из них Батюшка на народ Божий, во множестве притекающий к нему в
молитве и благодарении.
Вечером, когда отзвучали слова последних молебнов,
по милости Божией и молитвам батюшки Серафима мне удалось побеседовать
с Валерием Павловичем Филимоновым, главным писателем жития преподобного.
- Известно, что в Великую Отечественную войну преподобный Серафим
Вырицкий особенно предстательствовал за Россию.
- К радости нашей, открылись новые сведения о преподобном Серафиме.
Спрашиваем Маргариту Николаевну - его внучку - молился ли дедушка
на камне? «Молился, - отвечает, - в войну дедушка на камне, водили
мы его молиться...» И вдруг отыскалась еще одна свидетельница, Анна
Геннадьевна Шувалова, которая ныне здравствует, ей 92 года, она
прекрасно помнит отца Серафима еще по Александро-Невской Лавре,
когда он (до принятия схимы) был иеромонахом Варнавой. И вот она
рассказывает, что тетя говорила ей, указывая на отца Варнаву: «Вот
этот иеромонах - прозорливый». Анна Геннадьевна стала духовной дочерью
старца Серафима, когда он был еще в Александро-Невской Лавре, и
ездила к нему постоянно, когда он переехал в Вырицу, потому что
жила здесь неподалеку, в Царском Селе.
«Однажды, - рассказывает Анна Геннадьевна, - у меня заболел сынок
- ему было 3 года - заболел туберкулезом в очень тяжелой форме.
Врачи, естественно, ничем помочь не могут, только руками разводят.
Я поехала к батюшке, батюшка выслушал меня внимательно и говорит:
«Ну что ж, можно помочь твоему сыночку, а ты в Саров-то сходи».
Ну, в то время такие слова было услышать... Вы же понимаете, в 30-е-то
годы. Я спрашиваю: «Батюшка, а как это, в Саров?» - «У нас тут,
- говорит, - свой Саров есть, вон, сходи в сад, там есть камень,
на котором преподобный Серафим молился». Тут-то я и поняла, что
на этом камне сам батюшка Серафим молится». Я спрашиваю (В.П.Ф.
- ред.): «Матушка, а в каком году это было?» - «Да в 1935-м. Сын
родился в 32-м, в 3 года он заболел. То есть в 35-м году отец Серафим
уже нес подвиг моления на камне».
- Знаете ли Вы о случаях молитвенной помощи, заступничества
преподобного Серафима в других пределах России, в других городах?
- Безусловно, и таких примеров немало. Четвертая книга, которую
я готовлю к изданию, будет называться «К преподобному Серафиму в
Вырицу», потому что из многих градов и весей я получаю как отклики
на первую книгу, так и сообщения совершенно разнообразного характера:
тут и исцеления, и случаи благодатной помощи.
- Духовная связь и духовное родство между двумя подвижниками преподобным
Серафимом Саровским и преподобным Серафимом Вырицким очень глубоки.
Не могли бы вы сказать несколько слов об этом?
- В семье Муравьевых очень почитали преподобного Серафима Саровского,
и в 1903 году в ту пору благочестивый петербуржский купец Василий
Николаевич Муравьев (будущий Серафим Вырицкий) со своей супругой
присутствовал на саровских торжествах вместе с другими героями моих
книг, - отцом Философом Орнатским, митрополитом - в то время архимандритом
- Серафимом (Чичаговым), и в схиме-то имя Серафим принято как раз
в честь преподобного Серафима Саровского. А подвиг отца Серафима
- моление на камне - ведь мы тоже видим, что он молится именно Серафиму
Саровскому, просит его небесного заступления и помощи.
Можно привести множество случаев, когда, например, приходит женщина
благодарить батюшку Серафима за невиданный случай исцеления, а батюшка
ей и говорит: «Ты не меня, ты преподобного Серафима Саровского теперь
всю жизнь благодари». То есть действительно, старец Серафим Вырицкий
- продолжатель дела преподобного Серафима Саровского и его его духовный
брат. Россия обрела необыкновенно высокого Святого, потому что подвиг-то
он совершил - надо задуматься над этим - в далеко не спокойные времена.
Это всем надо помнить. В 20-е годы он принял монашество, в 27-м
он начал старчествовать, и так до 49-го. 20 с лишним лет. И когда?
В самые тяжелые для России времена: период кровавого богоборчества,
период открытых гонений, период, когда было уничтожено почти все
русское священство, почти весь русский епископат. К 37-му году на
кафедре оставалось официально 4 архиерея на всю Россию и действовало
около ста храмов, при том как к 1917 году в одном только Петербурге
было 495 храмов, а к периоду сталинских гонений их осталось всего
20. То есть преподобный Серафим Вырицкий один был предстателем и
молитвенником в таком громадном регионе, где было уничтожено практически
все священство.
Вечерело. Резче становились очертания деревьев,
часовни и храма, тени - темнее и глубже, все напоминало о том, что
пора возвращаться назад, в Петербург. Но не оторваться было от источника
живительной радости и силы.
Вместе с заходящим солнцем все тише, приглушеннее делался жар пасхального
веселья в душе, одновременно уходя куда-то вглубь, преобразуясь
в нетленную пищу и питие не только души, но и тела.
Напоследок Господь утешил еще раз, сподобив увидеть человека из
уже житийного прошлого: к храму подъехала машина, из которой выбрался
старенький священник с добрыми-предобрыми смеющимися глазами, со
светящимся во всех его движениях детским восторгом Пасхи, радостно
благословивший немногих запоздалых паломников, - как оказалось,
протоиерей Василий Швец, келейник преподобного Серафима Вырицкого.
«Веселыми ногами» возвращались мы домой, не ощущая усталости после
многих часов, проведенных в гостях у Батюшки, унося в сердцах залог
вечного со-радования со Святыми Божиими и Ангельскими Силами в Небесных
чертогах Божественной славы.
Ксения Смирнова
"Благовест" - Православная газета. 10.11.2000г.
( http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=30&article=5666
)
Отче Серафиме, моли Бога о нас!
|